Тема импортозамещения постоянно находится в зоне внимания законодателей, в частности Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации. Так, 20 апреля 2016 г. Комитет по промышленной политике Совета Федерации провел парламентские слушания «Импортозамещение в Российской Федерации: проблемы и их решения».

Как отмечено в материалах слушаний, импортозамещение в России рассматривается как тип экономической стратегии, направленной на защиту внутреннего производителя путем замещения импортируемых товаров и технологий продуктами национального производства, которая реализуется с целью повышения конкурентоспособности отечественной продукции за счет стимулирования модернизации производства, роста его эффективности и освоения новых видов продукции с высокой добавленной стоимостью. Наряду с этим импортозамещение характеризуется как целостная реиндустриализация экономики, способствующая созданию крупных инновационных производств, интеграции промышленности и науки и созданию тысяч новых рабочих мест.

Однако данные положения не соответствуют, по нашему мнению, научно-теоретической и нормативно-практической платформе рассматриваемого явления.

Первое, что необходимо отметить, это повсеместное смешивание таких понятий как «экономическая стратегия», «экономическое развитие (рост)», «промышленная политика», «реиндустриализация», «инновационное развитие», «государственная программа повышения конкурентоспособности промышленности», «поддержка отраслей промышленности в Российской Федерации» и т.д. Не отрицая определенную взаимосвязь перечисленных явлений, есть основания полагать, что каждое из них имеет свою, конкретную область целей, решаемых задач и предполагаемых результатов.

Стратегические цели и задачи социально-экономического развития в Российской Федерации определены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (далее – Концепция). В ней слово «импортозамещение» встречается только пять раз как один из инструментов решения экономических задач, но не как «тип экономической стратегии». Кроме этого, в Концепции нет ни одного показателя, который мог характеризовать результаты «импортозамещения, как экономической стратегии», имеющей самостоятельное значение.

Второе – это отражение того факта, что ни в нормативных документах, ни в дискуссиях научного сообщества не сформировалось единого мнения по таким вопросам, как неоиндустриализация, реиндустриализация, модернизация промышленности и места в них процесса импортозамещения.